Сегодня в рубрике "Методы лечения":
Цигун терапия
Среди разнообразных методов лечения и профилактики
заболеваний, разработанных в древнем Китае, особое место
занимают специальные упражнения, направленные на регуляцию
дыхания, энергии, жидкостей в организме. Упражнения эти,
известные под названием "ци-гун" (букв."работа энергии-ци"),
традиционно использовалась в системах психотренинга Даосских и
Буддийских школ, в той или иной мере применялись, как базовые,
в различных видах восточных методов борьбы и, наряду с
иглотерапией, массажем, траволечением, входили в систему
восточной медицины. В последнее время, в основном благодаря
теоретическим и практическим работам в области
психосоматической медицины, проводимым в Китае, ФРГ и других
странах, упражнения ци-гун, наряду с т.н. "внутренними
упражнениями", такими, как "И-цзин-цзинь", "Ва дуань дзин", "Тай
цзи чуань" и др., стали использовать для борьбы с тяжелыми
хроническими заболеваниями, неврозами, психоэмоциональными
нарушениями, для повышения сопротивляемости организма, даже для
лечения онкологических больных.
В настоящее время уже существуют специальные клиники, где
лечение проводится почти исключительно методами традиционной
восточной медицины. Опыт показывает, что занятия по системе
ци-гун оказывают не только лечебно-оздоровительное действие,
но и изменяют отношение человека к природе, к другим людям,
самому себе. Упражнения вырабатывают естественное спокойствие,
внимание, внутреннюю силу и собранность, терпение и
доброжелательность, укрепляют физически и духовно. Приводимые
ниже разъяснения и рекомендации, основаны на оригинальных
переводах с китайского с некоторыми комментариями и
добавлениями (специально не выделяемыми), взятыми из ряда
устных рекомендаций и книг современных китайских
авторов-специалистов по ци-гун терапии, а так же отражающими
опыт составителя настоящего сборника.
Основой (базой) для занятий ци-гун терапией являются
упражнения сосредоточения внимания и регуляции дыхания,
выполняемые в статических позах (сидя, стоя, лежа).Этим
упражнениям уделяется особое внимание, т.к. именно на их основе
строятся упражнения, связанные с движением тела (динамические
упражнения), некоторые описаны в разделе "упражнения с
движением". Эти динамические упражнения в свою очередь являются
базовыми как для более сложных комплексов ци-гун, так и для
других лечебно-оздоровительных и боевых систем (которые часто
построены на одних и тех же принципах), таких,как
"Тай-цзи-чуань", "у-шу", "Кун-фу" и др.
Основным элементом многих упражнений
ци-гун, является пассивная
(наблюдательно-созерцательная) концентрация внимания на
т.н. области "киноварного поля" или дань-тянь области (в
букв.переводе).Согласно Даосским
представлениям, дань-тянь (точнее,нижний дань-тянь) являются
центром аккумуляции энергии,поддерживающей физическое
существование человека и одновременно источником силы и
центром тяжести тела. Центр этот расположен в нижней части
живота, управляет в целом циркуляцией энергии-ци по каналам и
"чудесным сосудам". Вовремя занятий ци-гун, особенно в
статических позах, происходит накопление энергии в дань-тяне,
которое затем может быть использовано в лечебных или иных
целях. Считается, что такое накопление энергии продлевает жизнь
человека.
Интересно сравнить методы ци-гун с соответствующими
методами индийской йоги. В последней так же имеются
упражнения, предназначенные для пополнения запасов энергии в
организме, улучшения циркуляции и перераспределения ее с
лечебными или иными целями. Эти
упражнения, - "пранаяма", составляют 4 ступень восьмеричного пути
йоги (согласно "Йога-сутра" Патанджали). Однако в ци-гун упор
делается не на технику дыхания, как таковую, а на состояние
сознания: за счет наблюдения за дань-тянем исчезает внутренняя
"болтовня" сознания, наступает успокоение и как
следствие, дыхание нормализуется, становится
глубоким, тонким, диафрагмальным, с естественными задержками, не
нарушающим плавности его, т.е. как говорят китайцы "оно есть и
его нет одновременно". Такое дыхание не может быть получено и
тем более долго поддерживаемо за счет активных волевых усилий,
а является следствием изменения состояния сознания. Мы
называем подобное дыхание "дань-тянь дыханием", независимо от
положения тела, в котором оно возникает. Наступающие в
результате физиологические изменения, в свою очередь еще больше
успокаивают сознание, что приводит к дальнейшему улучшению
дыхания, циркуляции крови и энергии в организме. Размыкаются
патологические связи, существующие часто между мозгом и
органами, прекращается "бомбардировка" их возбужденными
участками мозга. Наоборот,в ослабленные и больные части тела
идет поток энергии и питательных веществ, чему способствуют и
специальные положения тела во время занятий (в йоге это так же
может быть достигнуто за счет выполнения определенных
статических упражнений-асан, мудр и др.).
Другим отличием упражнений ци-гун от упражнений
йоги (пранаямы) является возможность выполнения первых без
предварительной подготовки, тогда как для занятий пранаямой
требуется довольно солидная предварительная тренировка в виде
специальных упражнений (мудр, бандх, крий и др.).
По мнению многих и практическому опыту, занятия ци-гун
хорошо сочетаются с занятиями йогой, в частности, способствуют
лучшему расслаблению, более быстрому освоению пранаямы и
методов дхараны и дхьяны ("концентрации" и
"медитации"), помогают быстрее адаптироваться к упражнениям
йоги, хорошо регулируют психо-эмоциональное состояние.
Для более эффективных занятий ци-гун, "тай-цзи-чуань" и
другим подобным системам (например, асанами) необходима
определенная разминка, которая должна улучшить циркуляцию крови
и энергии в теле, согреть его, короче, подготовить для выполнения
специальных упражнений. Занятия по системе "Восемь
кусков парчи на кровати" можно проводить утром еще лежа в
постели(это,по сути дела,массаж с исполозованием биологически
активных точек) для "пробуждения" тела и сознания после
сна. Система "Шесть упражнений (под кроватью)" можно
использовать до или после занятий некоторыми упражнениями
ци-гун, наряду с упражнениями "ицзин-цзинь", "восемь кусков
парчи стоя" и др. Сделанные с должным вниманием, эти упражнения
хорошо и быстро разогревают мышцы и связки, улучшают состояние
суставов, "раскрывают" сосуды и каналы, подготавливая их для
усиленной циркуляции крови и энергии во время занятий ци-гун.
В следующих номерах журнала мы подробно опишем все эти комплексы упражнений.
Что называется «шестью пороками» (лю инь), и как они связаны с ци.
"Шесть пороков": ветер, холод, жару, сырость, сухость, огонь - называют также "шестью элементами природы" (лю ци), подразумевая под этим шесть различных видов климатических изменений. Люди постепенно узнали особенности этих изменений, выработали определенные способы адаптации к ним, поэтому нормальные "шесть элементов природы", как правило, не вызывают болезни. Только когда климатические изменения необычно суровы либо сопротивляемость человеческого организма понижена, "шесть элементов" могут превратиться в патогенные факторы. Воздействуя на организм, они порождают недуги, и тогда "шесть элементов" называют "шестью пороками". Термин "порок" указывает на чрезмерность. Поскольку "шесть пороков" - это, по сути, нездоровое ци, то для них также используют название "шесть зол". Они относятся к категории внешних причин болезней, при этом:
1) многое зависит от погоды в тот или иной сезон и условий проживания. Например, весной много болезней ветра, летом много болезней жары. В месяц, продлевающий лето, и в начале осени, равно как и при условии долгого проживания во влажных местах, возникает много болезней сырости. Глубокой осенью много болезней сухости, а зимой - болезней холода;
2) болезнь может быть вызвана пагубным ци одного из "шести пороков", но могут также ци двух и более "пороков", одновременно вторгнуться в организм и породить заболевание. Например, ветер и холод порождают простуду, сырость и жара - жидкий стул, ветер и холод - насморк и т.д.;
3) в процессе распространения болезней "шесть пороков" могут не только влиять друг на друга, но и при определенных условиях превращаться друг в друга. Например, зло холода, проникнув внутрь, может превратиться в жар; при долгом воздействии жары и сырости эти два зла могут превратиться в сухость, причиняющую урон силе инь и т.д.;
4) пути проникновения "шести пороков" внутрь - через кожный покров либо через горло, нос, либо через то и другое одновременно. Поэтому болезни "шести пороков" называют также болезнями внешнего заражения.
Возникновение, развитие и изменение заболеваний связаны с силой или слабостью организма больного и с сущностью болезнетворных факторов. "Шесть пороков" - это злой ветер, злой холод, злая жара, злая сырость, злая сухость, злой огонь. Когда эти виды внешнего зла вторгаются в организм, они обязательно сталкиваются с сопротивлением здорового ци. В китайской медицине их столкновение называется схваткой между здоровьем и пагубным ци. Считается, что такие симптомы, как зябкость, жар, озноб, потовыделение, появляющиеся в процессе внешнего заражения, отражают столкновение здорового ци с пагубным, после того как последнее проникает внутрь организма. Это клиническое проявление схватки здорового и пагубного. Ухудшение или улучшение в процессе болезни определяется соотношением сил: если побеждает здоровое ци, а пагубное отступает, то болезнь проходит, если же пагубное ци торжествует, а здоровое умаляется, то она усугубляется.
Основные теоретические представления древнего востока, на которых базируется восточная медицина.
Исторически сложилось так, что народы, заселившие территории в бассейнах рек Инда и Ганга (Индия), Желтой реки (Китай), среднего и нижнего течения Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Вавилония), раньше других вступили на путь перехода от первобытнообщинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. Земледелец вынужден был давать оценку всем отдельным элементам природы - почве, рельефу местности, животным, населяющим эту местность, растительности, климату, временам года и т. д. Это и определило, по всей видимости, то, что именно на Древнем Востоке стала зарождаться культура.
Как показывает история, теоретические представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии оказались более развитыми и развивались по стихийно материалистическому пути. В общефилософской литературе Древней Индии и Древнего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов, или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с "воздухом" (в древней Индии - животворное дыхание - прана) как носителем "начала" рассматривались и другие элементы природы - так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло "принцип роста", а огонь являлся признаком "движения и развития". Воздух, поступающий при дыхании, оказывает "одушевляющее" действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.
В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой - "сознание". В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека, V в. до н. э.). Все мировые явления укладывались в представление о первоэлементах. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.).
Цигун и гипноз.
Гипноз в обыденном сознании - это подавление воли одного человека волей другого, возможность внушать что угодно, отсутствие контроля за происходящим.
Эти упреки действительно отчасти могут быть адресованы традиционному гипнозу. Однако уже много лет существует другой подход к гипнозу, который называют эриксоновским гипнозом (по имени его создателя - Милтона Эриксона. Сердцевина эриксоновского гипноза - представление о бессознательном как о творческой инстанции, как о хранилище ресурсов, достаточных для решения любых проблем. Эриксоновский гипнотерапевт апеллирует к бессознательным ресурсам клиента, стремится запустить автономные, бессознательно действующие процессы. В результате разрешение проблемы (избавление от симптома) приходит "изнутри" человека, осуществляется благодаря его собственным ресурсам.
Цигун и гипноз: общее.
Состояние. Между "состоянием цигун" и гипнотическим трансом много общего. И там и там мы стремимся снизить активность сознания, чтобы активизировать бессознательные процессы. "Не надо, чтобы работало здесь, - говорит мастер Сюи Мин Тан, кладя руку на переднюю часть головы; надо, чтобы работало здесь", - кладя ее на заднюю часть головы. "Не надо, чтобы работало здесь, - говорит эриксоновский гипнотерапевт, кладя руку на левую часть головы; надо, чтобы работало здесь", - кладя ее на правую часть головы (работа левого полушария ассоциируется с работой сознания, работа правого - с работой бессознательного).
Неосознаваемые процессы, автоматизмы. И в цигун, и в гипнозе мы стремимся к тому, чтобы внутренние процессы осуществлялись автоматически, сами собой, без контроля сознания. И в цигун, и в гипнозе есть неконтролируемые сознанием движения: в цигун это чжен-гун, в гипнозе - левитация.
Каталепсия. И в цигун, и в гипнозе мы добиваемся каталепсии. В цигун это часто каталепсия всего тела ("Большое дерево", ряд сидячих упражнения); в гипнозе обычно используется каталепсия руки.
Образы. И в цигун, и в гипнозе используются мысленные образы, которые влекут за собой определенные ощущения.
Ощущения. И цигун, и гипноз - занятия не интеллектуальные, не рациональные. И там и там человек погружается в чувственную ткань своих образов и ощущений.
Исцеляющий эффект И цигун, и гипноз приводят к улучшению здоровья, разрешению проблем, повышению качества жизни.
Цигун и гипноз: отличия.
Цели. Цели цигун и гипноза - различны. Цель цигун - изменение, усовершенствование самой природы человека. Цель гипноза - помочь человеку максимально эффективно добиваться его собственных земных целей.
Замкнутость-разомкнутость системы. Гипноз можно назвать замкнутой системой: мы апеллируем к собственным ресурсам человека, которые являются результатом его предшествующего жизненного опыта. Цигун - система "разомкнутая": человек становится частью более больших систем, вступает в контакт с иными силами.
Отношение к феноменам. В цигун мы не привязываемся к "феноменам", предоставляем им существовать, но не придаем им большого значения. В гипнозе содержание образов и представлений является существенной частью гипнотерапии.
Выполнение техник. В цигун инструктор объясняет упражнение, которое затем выполнятся самостоятельно. В гипнозе терапевт постоянно "сопровождает" клиента. Несколько ближе к практике цигун занятия самогипнозом.
Цигун в гипнозе.
Ряд упражнений цигун в "облегченном" варианте (меньше времени, сидя, а не стоя и т.д.) может быть использован в ходе гипнотерапии для достижения желаемых эффектов (энергетизация с помощью "Большого дерева" и дыхания цигун, исцеление с помощью инь-ян шара и др.).
Гипноз для цигун.
Техники эриксоновского гипноза (методы наведения транса, косвенные внушения, самогипноз) могут быть использованы на первых этапах обучения цигун. Они помогают быстрее и легче входить в нужное состояние, с их помощью легче формировать желательные образы, они способствуют более легкому и быстрому возникновению энергетических ощущений.
Как показывает опыт, ознакомление практикующих цигун с гипнозом и ознакомление эриксоновских гипнотерапевтов с цигун ведет к плодотворному взаимообогащению.
Общие сведения об акупунктуре.
Метод акупунктуры (чжэнь цзю - иглоукалывание и прижигание) основан на теории коррекции "ци" (жизненная энергия). "Ци" - это биоэнергия, которая циркулирует в организме человека благодаря наличию в нем особых каналов или меридианов (цзин-ло). Что такое иглоукалывание, сегодня знают многие. Наверное, и вы тоже уже слышали об этом китайском методе лечения с помощью укола тонкой стальной иглой, который практикуется в Китае уже более 3000 лет.
Этот метод лечения был известен в Китае еще в глубокой древности, задолго до появления письменности. Археологи нашли так называемые бяньши ("каменные иглы"), которые предназначались для регуляции жизненной энергии в теле человека и лечебных целей. Позднее, в бронзовый и железный век каменные иглы были заменены на более тонкие металлические. Однако широкое распространение акупунктура получила лишь после эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).
Вводя специальные иглы в биологически-активные точки человеческого тела либо воздействуя на них прижиганием с помощью полынного конуса или жгута (ай тяо), можно восстановить баланс "ци" в организме, привести в действие его внутренний природный потенциал исцеления и, таким образом, достичь лечебного эффекта. Приемы владения акупунктурой просты, вероятность побочных действий минимальна, диапазон ее эффективного применения достаточно широк. Акупунктура дала импульс развитию нового и очень популярного ныне направления исследований в современной медицинской науке, получившем название электропунктура и "диагностика по методу Фолля".
Всемирная Организация Здравоохранения в 1980 году опубликовала список из 43 заболеваний, которые могут быть эффективно излечены с помощью акупунктуры. В их числе такие тяжелые заболевания, как аллергия, гепатит, гипертония, атеросклероз и рак.
|